23 марта в Суэцком канале сел на мель огромный контейнеровоз «Ever Given». Буквально несколько дней блокировки транспортных путей привели к настоящему кризису в международной торговле. Но ситуация с «Эвен Гивен» — не единственная проблема морских перевозок.
Пандемический кризис привел к тому, что значительная часть большегрузных контейнеров пропала из оборота. В результате произошел дефицит товаров первой необходимости, а стоимость практические всех международных товаров значительно увеличилась.
Куда же делись контейнеры? Вероятно, осели мертвым грузом в США. Весной в Штатах фактически остановилась обработка прибывающих грузов. Спрос на импортные товары сохранился, но возможности принять контейнеры уже не было.
Прибывающие из других стран контейнеры просто складировали в портах, в результате чего там скопились миллионы ящиков.
В результате образовавшегося дефицита цены на перевозку подорожали практически вдвое и поднялись до исторического уровня.
А это в свою очередь привело к подорожанию товаров по всему миру, в частности – товаров, транспортируемых в контейнерах (текстиль, продукты питания и прочее). Топливо, зерно, электроника и прочие группы товаров, не зависящих от контейнеров, не сильно выросли в цене.
Чтобы справиться с образовавшимся дефицитом, Китай попробовал увеличить производство контейнеров (именно Китай является лидером по производству контейнеров по всему миру). Но пока что этот план не сработал, новые контейнеры подорожали настолько, что стали роскошью для заказчиков.
Вторая идея Китая заключалась в доплатах шиппинговым компаниям за перевозку пустых контейнеров из США, но и это не решило проблему. В 2021 году контейнерный кризис распространился по всему миру. Контейнеров не хватает и в Европе, и в Латинской Америке. Глобальные задержки товаров породили поборы от перевозчиков.
Перебои с поставками распространяются на разные рынки. Так, недавно о грядущем дефиците своей продукции сообщила компания Suzano — крупнейший производитель пульпы, целлюлозного сырья для туалетной бумаги. Из-за контейнерного кризиса уже сейчас в Бразилии не отгружают целлюлозное сырье, во Вьетнаме – робусту, в Индии – сахар и так далее.
Эксперты считают, что контейнерный кризис нельзя побороть в кратчайшие сроки, вероятно, он продлится до конца текущего года. Кризис накладывается и на другие экономические последствия пандемии.
Если в первые месяцы коронавирусного кризиса подорожание сдерживалось повсеместным падением спроса, то теперь инфляцию разгоняют многомиллионные программы помощи населению и экономике в развивающихся странах. Поэтому эксперты уверены – экономический кризис не исчезнет даже тогда, когда вакцинирование населения положит конец пандемии.